Праздник
Наурыз — один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более
пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами
Передней и Средней Азии, а по некоторым данным — и у восточных славян.
Исторические
сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых
авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году
(Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза
казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз»,
татары — «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих», Корни
праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма
празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе.
Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее
время приобрел новый духовно-этический смысл.
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта
— днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март — Наурыз.
Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый
весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень.
Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и
обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими
значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались
мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а
девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если
в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту
в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте
месяце обычноидет мягкий пушистый снег с особенной белизной.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса —
народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен
праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных
обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили
в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо,
как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи
должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия
молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой
водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при
встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания,
чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Празднование
Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным
ритуалом — «Если увидишь родник — расчищай его исток». Встречая рассвет, все
взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в
условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все
вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При
этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти
от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».
После
исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы — зазывалы
(глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они
одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских
сказок — Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось
праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с
наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна
были сложены специально для этого праздника — Наурыз жыр, устраивали борьбу
мужчины с женщиной, состязания в скороговорках — жанылтпаш, отгадывании загадок
— жумбак.
В эти
дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в
наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и
варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан»,
поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала
людям силу и выносливость.
Дастархан
накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой
мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из
присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не
покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось
присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени
вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком
Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи
компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик
(творог).
Празднование
всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями.
Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг
другу») и «Аудары-спек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из
седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в
которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на
состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и
сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые
ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Все
люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались
от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в
весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во
взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между
старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Ученые считают, что эта веселая
игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных
развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися
родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения
во взаимоотношениях мужчин и женщин.
День
заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в
песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро
побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами
обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник
весеннего обновления и равноденствия.
История
праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы,
когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о
традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз
мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он
праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный
резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года
после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны —
«Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего
равноденствия, праздничным днем — «Наурыз мейрамы». С этого времени началось
широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике.
Безусловно,
современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего
содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные
юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных
акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев,
очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В наши
дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства.
Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном
Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную
жизнь, сохранив преемственность традиций древности.